01:33,  Tuesday  January 28, 2020
Main page

Archive

RSS
Проект NOSTRAC - новый маршрут международной торговли Print
* There are no translations available.

Лагань - Порт

В последнее время говорится достаточно много о привлекательности географического положения Восточной Европы, России, Закавказья и Ирана с точки зрения международных транзитных перевозок пассажиров и грузов. В этой связи проект NOSTRAC (North-South Transport Corridor), разрабатываемый в рамках нового международного транспортного Евроазиатского коридора "Север-Юг", ставит своей целью практическую реализацию транзитного потенциала этого региона для развития торговли между Европой, странами Персидского залива и Южной Азии.

Суть проекта состоит в создании коридора для интермодальных перевозок, управляемого из единого центра с целью обеспечения резкого снижения сроков доставки грузов. Разрабатываемый проект призван в корне изменить нынешние подходы к морским и железнодорожным перевозкам между Европой и Южной Азией/Персидским заливом, сделав их на отдельных участках сопоставимыми с авиаперевозками.

География коридора

Вплоть до конца 80-х годов в рамках предлагаемого коридора использовалась железнодорожная сеть, связывающая страны Европы, бывший СССР и Иран (через пограничную станцию Джульфа). В этот период через станцию ежегодно проходило до 3,7 млн. тонн грузов (из них большая часть - финский экспорт бумажной промышленности в Иран). После прекращения существования Советского Союза в результате начавшихся военных действий в зоне Нагорного Карабаха данный маршрут прекратил свое существование. Железнодорожное сообщение между Европой и Ираном возможно сегодня только через Турцию на северо-западе страны, либо через Центральную Азию на северо-востоке.

Вместе с тем, в силу своего географического положения, Иран представляет собой достаточно привлекательный сухопутный маршрут для транспортировки грузов в и из Индии, а также стран Персидского залива. Исследования, проведенные экспертами NOSTRAC, показали, что такой маршрут может привлечь значительные грузопотоки из грузооборота Индии (общий объем к 2005 г. - 650 млн. тонн в год) и стран Персидского залива (например, из портов ОАЭ, контейнерный оборот которых составляет более 10 тыс. единиц в сутки). По предварительным оценкам такой коридор сможет обеспечить скоростные трансконтинентальные перевозки от 20 до 50 млн. тонн в год в форме контейнерных маршрутов, а также наливных и рефрижераторных грузов.

География предлагаемого маршрута выглядит следующим образом. Из стран Европы грузы пойдут по железной дороге до морского порта Бендер Аббас (иранское побережье Персидского залива). Далее из порта Бендер Аббас - в порты Индии, Пакистана, Саудовской Аравии, ОАЭ, Омана - скоростными крупнотоннажными грузопассажирскими паромными судами. Таким образом, данный проект позволит соединить железные дороги стран полуострова Индостан, Персидского залива, Ирана, Азербайджана, России и Европы в единую транспортную сеть и не только снизить стоимость транспортных расходов, но и в несколько раз сократить сроки доставки.

Транспортная инфраструктура проекта NOSTRAC


Первые пробные перевозки, осуществленные российскими операторами из Индии транзитом через Иран, подтверждают предположения относительно существенного сокращения сроков и стоимости доставки контейнеров. В то же время, транспортная инфраструктура, используемая для морских перевозок между Ираном и Россией на Каспии, не позволяет резко наращивать объемы таких перевозок. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос строительства железнодорожного участка, соединяющего сети Ирана и Азербайджана через пограничную станцию Астара. Один из наиболее вероятных вариантов прохождения участка - маршрут Астара - Казвин, общей протяженностью около 320 км.

Для обеспечения перевозок своими силами Консорциум NOSTRAC планирует приобрести в собственность около 4 тыс. контейнерных платформ, а также несколько сот магистральных и маневровых локомотивов. Соответствующие предложения ожидаются Консорциумом от российских производителей, а также таких компаний, как SIEMENS, ADTranz, Alstom.

Другой ключевой составляющей будут являться крупнотоннажные грузопассажирские железнодорожно-автомобильные паромные суда, курсирующие в Индийском океане и Персидском заливе, разработанные для Консорциума Конструкторским бюро "Вымпел" (Россия). Каждое паромное судно длиной 323м. и шириной 40 м. способно принять одновременно до 380 ж/д вагонов (либо автопоездов), а также до 500 пассажиров. Планируемая максимальная эксплуатационная скорость паромов - 24 узла. Паромные линии по сути являются продолжением железнодорожных сетей, обеспечивая прямое железнодорожное сообщение с Индией и странами Персидского залива. Это также дает возможность Саудовской Аравии соединить свою железнодорожную сеть со странами Европы, Южной и Центральной Азии с выходом на Китай. С другой стороны, предлагаемое паромное сообщение обеспечит железнодорожный доступ в те же регионы странам Персидского залива, не имеющим национальных железнодорожных сетей.

Сочетание высокоскоростных качеств паромных судов и отсутствие погрузки/выгрузки из вагонов/цистерн позволит обеспечить следующие сроки доставки грузов по коридору:

  • Гамбург - Калькутта: 12 дней (обычный морской путь - 24 дня);
  • Гамбург - Дубай: 8 дней (обычный путь - 20 дней), и т.д.

Интермодальные технологии коридора

Обеспечение заданных сроков перевозки требует применения интермодальных технологий на всем протяжении коридора, ведущих к максимальному сокращению дополнительной обработки грузов на маршруте. Основной способ перевозки грузов по коридору - специализированные маршрутные контейнерные поезда, курсирующие между Индией, странами Персидского залива, по территориям Ирана, Азербайджана и России в Европу и обратно. Поезда будут делать остановки на специализированных мультимодальных базах Консорциума NOSTRAC, расположение которых по всему коридору должно быть уточнено в результате отдельного технико-экономического обоснования.

В этих же целях специалистами Консорциума разрабатываются технологии, позволяющие обеспечить погрузку/разгрузку паромов в течение нескольких часов. Если коротко, то суть проектных решений заключается в применении в паромных комплексах 3-х уровневых мостов, позволяющих проводить погрузочно/разгрузочные работы одновременно на всех трех палубах парома. Каждая палуба оборудована 8-ю путями, вагоны подаются и вывозятся с пути в виде единой плети, которые затем сортируются непосредственно в терминале, где формируются маршрутные контейнерные поезда.

Информационное обеспечение работы коридора NOSTRAC

Вопрос внедрения новых информационных технологий - один из наиболее актуальных на маршруте, т.к. из единого центра необходимо управлять перевозками начиная от самой южной точки маршрута (например, Калькутты) до самой северной (например, Хельсинки). Данная концепция предусматривает наличие единой сети обмена данными (типа EDIFER) между перевозчиком, грузовладельцами, таможней, навигационными системами, а также системы финансового управления и экономического планирования.

Помимо системы учета, контроля и анализа работы вагонного и контейнерного парков NOSTRAC информационная система должна обеспечивать автоматизированный перевод в электронной форме таможенных деклараций стран-участниц коридора в соответствии с их стандартами, вести учет пассажиров, пересекающих границы, производить бронирование мест (наподобие системы ЕРА) и т.д.

В связи с важностью и масштабностью задач разработка единой информационной системы Консорциума NOSTRAC стоит отдельным проектным заданием.

Содействие международной торговле на маршруте "Север-Юг"
Развитие нового маршрута международной торговли предусматривает не только модернизацию транспортной инфраструктуры, но и решение целого комплекса вопросов, связанных с повышением качества управления движением, а также с упрощением процедур перемещения пассажиров и грузов между странами коридора.

Политические основы для этого заложены в межправительственном Соглашении о международном транспортном коридоре "Север-Юг", подписанном Россией, Ираном и Индией 12 сентября 2000 г. в ходе 2-й Евроазиатской Конференции по транспорту. В рамках Соглашения идет работа над созданием Координационного Совета коридора "Север-Юг", который должен стать постоянно действующим органом стран-членов Соглашения, регулирующим как общие вопросы (согласование тарифной политики, таможенных процедур, визовой режим для пассажиров и т.д.), так и повседневные вопросы функционирования коридора. Помимо основных членов Координационного Совета - транспортных ведомств стран-участниц Соглашения, в его работе смогут принимать участие в качестве ассоциированных членов компании-перевозчики, международные и региональные транспортные организации и т.д. Специалисты Консорциума являлись членами межправительственной группы экспертов, работавшей над разработкой Соглашения "Север-Юг". Соглашение открыто для присоединения любой стране, заинтересованной в коридоре. К стране-депозитарию (Иран) с просьбой о присоединении уже обратилась Республика Казахстан. По мере развития коридора мы ожидаем присоединения к Соглашению целого ряда стран Центральной и Южной Азии, Закавказья, Персидского залива, Балтии.

Одной из своих задач Консорциум NOSTRAC ставит изучение существующего опыта многостороннего сотрудничества в организации международных перевозок (например, Проект управления грузовым сообщением - HIPPS, система международной накладной - ORFEUS, Общий Тариф Европа-Азия - ТЕА и т.д.). По результатам проведенных исследований правительствам стран-участниц проекта планируется представить рекомендации международных экспертов относительно путей совершенствования сотрудничества в области содействия транзитным перевозкам и международной торговле. Также должны быть разработаны оптимальные графики движения маршрутных контейнерных поездов и паромов на всем протяжении маршрута NOSTRAC.

Инвестиционный проект NOSTRAC

Инвестиционный проект NOSTRAC разрабатывается под патронажем Центра Организации Промышленного Развития ООН (ЮНИДО) в РФ (регистрационный номер проекта в базе данных ООН - RUS/004/R|99-11). Координатором по всем аспектам проектирования и дальнейшей эксплуатации проекта NOSTRAC по договоренности с консорциумом является компания GIBB Ltd. (Великобритания) - консалтинговая компания с более чем 75-летним опытом работы.

В сентябре 2000 г. NOSTRAC совместно с GIBB Ltd. завершил подготовку технических заданий на разработку 15-ти детальных технических проектов и исследований в рамках осуществления коридора NOSTRAC, среди которых, помимо уже упомянутых можно отметить следующие:

- анализ грузопотоков по маршрутам проекта;
- анализ коммерческой состоятельности проекта;
- оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);
- проекты паромных комплексов и технологии причаливания;
- разработка параметров подвижного состава;
- финансовый консультант проекта.

К проектным работам Концерн планирует привлечь целый ряд компаний:

  • Великобритания: GIBB Ltd.; Scott Wilson Co.; Environmental Resources Management; Bowis Lendlease, Sinclair Knight Merz
  • Германия: SIEMENS; Dornier System consult; ETC Transport consult
  • Франция: BCEOM; SYSTRA; SPIE
  • США: CH2MHILL Intl., ICF ECO
  • Ирландия: CIE Consult

На основе разработанных технических заданий, а также последующих документов (Предварительный бизнес-план и Стратегия развития проекта) Консорциум ведет переговоры с целым рядом международных финансовых институтов относительно привлечения средств в проектные работы (до 55% от общей стоимости), а также в инвестиционную стадию в дальнейшем. Общий объем требуемых инвестиций в проект NOSTRAC оценивается в 2,4 млрд. долл. США. Переговоры о финансировании проекта проводятся Консорциумом с рядом международных финансовых институтов, а также ведущих мировых частных банков.

Перспективы проекта NOSTRAC

Консорциум планирует начать полномасштабные проектные работы в 1-м квартале 2001 г. Ориентировочный срок их завершения - 2-й квартал 2002 г. К этому моменту исследования по всем описанным выше 15-ти проектам должны быть сведены в единый бизнес-план, являющийся основанием для привлечения инвестиций как из международных финансовых институтов, так и из частных источников. По предварительным оценкам предприятий транспортного машиностроения и строительных организаций, вся новая инфраструктура коридора в рамках проекта NOSTRAC может начать работу в течение 2-х лет с момента начала финансирования работ.

Ввод в строй новой системы интермодальных перевозок NOSTRAC позволит в полной мере начать функционирование нового трансконтинентального коридора для международной торговли, необходимость которого диктуется сегодня логикой развития национальных экономик региона, а также процессами глобализации мировой экономики. По предположениям ряда экспертов ввод в эксплуатацию проекта позволит оживить работу коридора ТРАСЕКА, привлекая в него дополнительные объемы грузов.

Особое внимание уделяется институциональным реформам, проведение которых предполагается в ходе реализация проекта. Планы Консорциума соответствуют концепции реструктуризации МПС России, предусматривающей развитие частных компаний-операторов, владеющих собственным подвижным составом. Уже сегодня можно говорить о возможности поиска точек соприкосновения с инициативой РРР (Public Private Partnership), предлагаемой в рамках Панъевропейского коридора № 2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва). Можно утверждать, что идея соединения железнодорожного коридора "Север-Юг" с коридором № 2 в целом находит понимание в железнодорожных администрациях этих стран, равно как и стремление ряда европейских железных дорог (например, СНЦФ) продлить коридор до Парижа. Таким образом, в ближайшие годы можно будет говорить о реализации давнего стремления Европы и Азии наладить надежный скоростной железнодорожный торговый путь между ними.
Friday, 09 September 2005 00:00
 
© Administration of the President of The Republic of Kalmykia,
© Office for the Development of e-government of The Republic of Kalmykia
2005-2010. Official website of the President of The Republic of Kalmykia "Glava Kalmykii".
Powered by RGUP CIRIT RK using Shape 5, 2010